Не будем упоминать название строительной компании. Просто покажем и расскажем, как делать нельзя, и объясним, почему не стоит поручать работы сомнительным фирмам.
Грустные габионы во всей красе
Даже неспециалист заметит: что-то с этими габионами не так. Сетка вздулась, каменный наполнитель навален как попало, об эстетике и речи нет.
При профессиональном рассмотрении выявляется куда больше недочетов. Наши уважаемые коллеги из компании ЗАО «Геомастер» обозначили два блока проблем.
Блок проблем №1
Люди, которые разрабатывали проект, возможно, в чем-то большие специалисты. Может быть, они отлично проектируют кирпичные дома, или деревянные, или вышивают крестиком. Точно одно: технологии габионного строительства они не изучали.
В перечне литературы в проекте напрочь отсутствует ссылка на технологию сборки и устройства габионов. Нет ссылки на ВСН, нормы РЖД или МЧС, что дало бы строителям хоть какое-то представление о монтаже. Также нет ссылки на габионы в контексте запроектированного ГТС (гидротехнического сооружения). Нет ссылки на применение габионов в дорожном строительстве, хотя она обязана быть, ведь дамба проектируется с проезжей частью под нагрузки: там будут ездить автомобили.
Трудно поверить, что в Казахстане, как в некоторых закрытых странах, нет выхода во Всемирную паутину, где получить доступную информацию про габионы можно за пару кликов!
Почему разбор ошибок начинается с проекта, а не со строительно-монтажных работ? Потому что строители первым делом кивают на проектировщиков. Где, дескать, написано, как собирать габионы на объекте?
И действительно, ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у строительной бригады, должны четко и понятно присутствовать в проекте вместе с графическими материалами по технологии сборки:
– Как прошивать пустые конструкции?
– Как укладывать камень?
– Как зашивать полные габионы? Как натягивать?
– Какие мероприятия выполнять по обеспечению линейности?
– Каковы требования к геометрии, плотности укладки камня, проценту фракционности?
– Каков коэффициент лещадности каменного материала?
– Каково соотношение размера ячейки и модуля крупности?
– Какие минимальные и максимально возможные фракции камня?
– Как выглядит внутреннее строение габиона, есть ли продольные и поперечные растяжки?
– Каков порядок зашивки и прошивки? Как укладывается отдельный габион и ряд габионов?
– Какие требования к прочности каменного наполнителя?
– Как выглядит правильный рисунок прошивки?
– Какой требуется материал прошивки (вязальная проволока)?
– Как обустроить обратный фильтр из геотекстиля?
– Как устроить обратную засыпку за габионой стенкой? И множество прочих нюансов...
Помимо отсутствия всех вышеперечисленных данных по габионам, в проекте есть грубые ошибки. Например, обратный фильтр из геотекстиля между габионом и обратной засыпкой показан на чертежах только по уровню максимальной паводковой воды. Это большое недопонимание проектировщиками проблематики вопроса.
Чтобы не вдаваться в теорию, достаточно запомнить, что обратный фильтр применительно к габионам устраивается всегда по границе грунта и габиона, независимо от того, снизу, спереди или сзади габиона находится грунт.
Последствия такой ошибки катастрофичны. Скоро на объекте появятся провалы дорожного полотна. Материал дамбы будет постепенно проникать в тело габиона, верхняя часть дамбы начнет вымываться.
Блок проблем № 2
В представленном на фото объекте из габионов правильными можно назвать только сами габионы. Они, во-первых, коробчатые. Во-вторых – имеют двойное кручение. На этом положительные моменты СМР заканчиваются.
Строители заполняли габионные емкости механически, а не вручную, поправ все возможные нормы и требования. Чтобы описать «косяки» подробно, надо брать каждый пункт из блока проблем №1 и пояснять, к чему приведет его нарушение.
Основное негативное последствие проявится в том, что габионная стенка переменна (не постоянна) в геометрических параметрах. Она продолжит «беременеть» и просаживаться, уменьшится по высотным отметкам, так как щебень и мелкие фракции из нее будут вымываться.
Поскольку грани кубов прошиты не верно, крышки зашиты не правильно, а внутренние растяжки в коробах отсутствуют, возможны порывы коробов с вываливанием каменного материала.
Учитывая нагрузки проезжей дамбы, стенка не выдержит условий эксплуатации и будет двигаться по высоте и фронту.
Более того, из-за ряда нарушений стенка неремонтопригодна! Если бы конструкции монтировались грамотно, порыв одного габиона не сказался бы на общей устойчивости стенки. Но в казахстанском случае это правило не работает. Разрушение одного или нескольких коробов со временем приведет к слому целого участка стены, а затем к разрушению проезжей части и основного тела дамбы.
Что теперь делать заказчику?
Увы, вердикт однозначен:
– нужно немедленно демонтировать конструкции силами горе-подрядчика, не дожидаясь предписания технадзора или прокуратуры;
– устранить замечания по проекту, используя привлеченных специалистов;
– провести дефектовку и выбраковку сетчатых конструкций, чтобы определить – можно ли использовать часть из них повторно (хорошо, если останется 30-40% пригодных конструкций);
– выполнить дефектовку каменного материала (вероятно, 80% можно будет задействовать снова);
– привлечь к монтажу специализированные организации;
– проводить авторский контроль в процессе строительства.
Последнее требование обязательно, так как объект войдет в перечень МЧС, для него будет оформляться декларация безопасности. В случае аварии на дамбе при высоких уровнях воды в реке могут пострадать люди.
Если вы планируете габионное строительство…
Надеемся, вы убедились, что великолепно скроенные ГСИ – не единственное, что требуется для создания надежного габионного объекта. Очень важно выбрать специализированную строительную компанию, заранее ознакомиться с опытом и примерами ее работы по части именно монтажа ГСИ.
Не выбирайте подрядчика наобум! Лучше обратитесь в «Реконструкцию»: мы порекомендуем достойные строительные организации, которые работают в разных регионах РФ и в странах СНГ.
Мы посоветуем лучших хотя бы потому, что не хотим, чтобы кто-то еще раз подмочил репутацию габионов как стройматериала. Мы напрямую заинтересованы, чтобы выпускаемые нами габионы монтировали профессионалы, а не сотрудники «Рогов и копыт».