Габионы или железобетон на конусе моста - выбор очевиден.
Например, в случае подмыва, происходит лишь несущественная просадка участка габионной конструкции, и дальше эрозийный процесс уже не развивается. Самое страшное для бетона — проникновение воды внутрь сооружения. После проникновения воды, начинается вымыв, основание подмывается и участки бетона «зависают в воздухе». После чего легко ломаются. В этом случае сооружение ремонту не подлежит. Габионы же за счет, прежде всего, своей гибкости, лучше сопротивляются процессам, связанным с воздействием воды.
Эксплуатация габионного сооружения на конусах моста
Защита конусов моста габионными матрацами подразумевает, что минимум на 50 лет проблема укрепления решена. Монолитный железобетон придет в негодность естественным образом через пару десятков лет. И это в лучшем случае через 20 лет. А если учесть нарушения в работе ливневой канализации (мы не говорим даже про нарушения при строительстве — и это не редкость), мы имеем ввиду нарушения при эксплуатации. На этот бетон начинает течь вода сверху с моста и с дороги, с асфальта. А вода камень точит — поэтому разрушения поверхности железобетона происходит меньше, чем через 10 лет. И здесь как раз проблема — снизу тяжелую железобетонную конструкцию подмывает (при паводках и т. д.), и сверху падает ливневая вода. И процесс от микротрещин в бетоне до провалов протекает сравнительно быстро. Кроме того, через микротрещины проникает не только вода, но начинает проникать растительность. А она лишь дополнительно ускоряет процесс разрушения.
Габион же не боится ни воды, не прорастания травы сквозь него. Наоборот, растительность в габионе лишь дополнительно консолидирует матрац с основанием сооружения. Матрацно-тюфячному габиону все равно, по большому счету, правильно ли работает ливневая канализация на мосту и возле моста или не правильно, сколько на него будет воды литься сверху или снизу, при половодье. Матрац нивелирует возможные ошибки и возможные сезонные нарушения в работе ливневой канализации. Он легко дренируется и пропускает воду. А если затронуть вопрос экспулуатации габионного сооружнения на конусах моста, то вся эксплуатация заключается только в периодическом покосе травы с поверхности матрацев.
С точки зрения ремонтопригодности, габионы ремонтируются гораздо проще. Если, например, произошла просадка участка габионной конструкции, то этот участок ремонтируется без затрагивания всей площади сооружения. Причем ремонт производится минимальными силами и средствами эксплуатирующей организации.
Технологичность строительно-монтажных работ.
Если же мы сравниваем сложность СМР по сооружению монолитного железобетона и габионной конструкции на конусе моста, то имеем ввиду, что количество бетона в рассматриваемом сооружении будет такое же, как и количество каменного материала в габионном матраце. Бетон заливается обычно толщиной 20-25 см и матрацно-тюфячный габион (аналог матрацев Рено) используются высотой 23 или 30 см. То есть в объеме строительного материала бетон и габионы примерно равны. Но технологичность процесса СМР при заливке бетона на таком серьезном откосе, как конус моста, значительно сложнее. Переменная крутизна боковых устоев моста от 1:2 до 1:25. «Идти в гору» бетоном значительно труднее, чем в стандартных условиях: устройство холодных швов, невозможность быстрой заливки из миксера и т. д. По естественным причинам бетон «скатывается», приходится применять присадки для быстрого застывания и/или заливать «по чайной ложке».
В сравнении с бетонированием, укладка габионных матрацев неоспоримо выигрывает и по технологичности СМР — здесь нет разного рода подводных камней и сложностей.